Разрыв кабеля парализовал работу депозитария РФ

19 мая 2017 года

Разрыв кабеля парализовал работу депозитария РФ

Из-за серьезных неполадок для клиентов Национального расчетного депозитария были недоступны каналы связи международной межбанковской системы передачи информации SWIFT, а также депозитарные сервисы. Эксперты отмечают, что это был крупнейший сбой в работе НРД

Каналы сообщения международной банковской системы обмена информацией SWIFT оказались заблокированы для пользователей Национального расчетного депозитария (НРД). Причиной тому стала некорректная работа системы. Эксперты отметили, что это нарушение в функционировании стало крупнейшим в истории НРД.

10 мая в первой половине дня был зафиксирован отказ некоторых сервисов депозитария для биржевых и внебиржевых расчетов. Информацию об инциденте можно было найти на сайте депозитария. Сбой привел к временной блокировке депозитарных сервисов и системы SWIFT.

В пресс-службе НРД отметили, что повреждение каналов произошло в ходе строительных работ, которые велись в столице в тот момент. На время поломки было прервано сообщение между головным офисом НРД и одним из центров обработки информации. Однако работа была довольно оперативно восстановлена на базе резервных модулей, – отметил представитель пресс-службы НРД.

НРД является центральным депозитарием Российской Федерации и является частью группы Московской биржи. Структура отвечает за биржевые и основную часть внебиржевых расчетов. Объем ценных бумаг НРД составляет 36,6 трлн. рублей.

Подробнее о сбое

Старт некорректной работы пришелся на 11:30 утра 10 мая. Работа SWIFT была приостановлена на час, депозитарные сервисы не функционировали два часа. При этом повреждение кабеля было зафиксировано в нескольких километрах от головного офиса НРД. Все площадки уже восстановили свою работу, кроме одной. Она работает на резерве.

Сотрудник одного из крупных банков, являющегося клиентом НРД, рассказала, что мелкие сбои функционирования депозитария происходят с регулярностью раз в неделю. Но это мелочи по сравнению с проблемой работы сервиса, с которой компании столкнулись 10 мая. НРД с большой ответственностью подходит к обеспечению бесперебойной работы своих служб, проводит стресс-тесты. До сих пор таких неполадок не случалось, и НРД удавалось обеспечить высокий уровень стабильности работы всех систем, – отметил представитель банка.

Кто пострадал от сбоя?

Сбой мог затронуть интересы 40 или 50 компаний. Однако, скорее всего, крупные банки не входят в их число, как отметил источник, знакомый с ситуацией. Поскольку они пользуются услугами SWIFT без посредника.

Всего существует три метода получения доступа в SWIFT. Первый – покупка интерфейса с самостоятельным подключением. Второй – коннект с SWIFT-cloud. Третий – коллективный. Последний предоставляют лишь 5 компаний в нашей стране.

В этот раз финансовых потерь вследствие сбоя удалось избежать. Однако практика показала, что НРД может давать сбой на столь продолжительный срок (почти 3 часа). Если бы продолжительность инцидента продлилась 5-8 часов, и он произошел во второй половине дня, организации не сумели бы избежать финансовых последствий. Об этом заявил представитель депозитария одного из крупнейших клиентов НРД из банковской сферы. 

Курс на бесперебойную работу

В феврале 2017 года НРД получил оценку соответствия принципам инфраструктур рынка финансов (CPMI—IOSCO). Депозитарий на регулярной основе проводит аудит собственной деятельности на предмет соответствия требованиям, изложенным в принципах. Эти сведения прозрачны и размещаются на официальном сайте НРД. Последняя на сегодня оценка появилась в начале 2017 года. Согласно полученным данным, из 24 принципов НРД безоговорочно поддерживает 14, 6 – в целом, а 4 из 24 не применимы к особенностям деятельности депозитария.

Обеспечение стабильности и бесперебойность работы для НРД в приоритете. Представители депозитария отметили, что произошедший сбой мог повлиять исключительно на оперативность производства расчетов по внебиржевым сделкам. А в остальном на клиентах он бы не отразился.

Наши партнеры
Вверх