Инновационные процессы на рынке аутсорсинга в России
Понятие аутсорсинг следует понимать как передачу непрофильных функций предприятия сторонней организации. Российский рынок имеет стратегическую цель догнать общемировой относительно внедрения новейших технологий. Примечательно, что далеко не все отечественные компании готовы к конструктивным решениям.
Радикальные изменения будет довольно сложно внедрить в деятельность субъектов хозяйственной деятельности, но вполне осуществимо. Уже сегодня сложились все предпосылки для эффективного внедрения инновационных решений в сферу аутсорсинга.
Ежегодные темпы роста рынка ИТ-аутсорсинга в России составляют порядка 50%, однако по сравнению с рядом западных стран (особенно в денежном выражении), данные показатели предельно малы. Соотношение с Европой или США приравнивается как 1:50, т.е. 1 млрд. долларов капиталовложений для отечественных компаний и 50 млрд. долларов для иностранных. Теперь становятся понятными впечатляющие показатели динамики роста, ведь чем меньше рынок, тем заметнее его прирост.
Различают 4 модели аутсорсинга:
- аренда квалифицированного персонала в области IT-решений (администрирование, ремонт компьютерного оборудования, настройка ПО, сервисное it обслуживание и т.д.);
- аутсорсинг задач в секторе IT-решений (аренда оборудования, дискового пространства help desk);
- проектный аутсорсинг (аренда площадки для размещения мощностей, виртуальный офис и т.д.);
- стратегическое партнерство (разработка IT-стратегии).
Постоянная конкуренция обуславливает постепенное расширение сферы предоставляемых услуг.
Реальное положение аутсорсинг it услуг на российском рынке
Предоставление аутсорсинг услуг занимают четвертую часть общего объема рынка информационных технологий. Основной акцент уделяется ИТ оборудованию, и такая тенденция сохранится еще года 2-3. Отсутствие массового ажиотажа объясняется моральной неготовностью отечественных предприятий перейти на аутсорсинговую модель. Среди возможных причин подобного положения дел эксперты выделяют следующие предположения:
- недостаточная информированность руководителей предприятий;
- придерживание старого советского метода со всеми трудностями справляться своими силами;
- экономия денежных средств не дальновидного начальства;
- неосведомленность в использованных схемах работы и т.д.
Однако динамически развивающиеся предприятия понимают преимущества сотрудничества с узкопрофильными ит компаниями (особенно долгосрочного). На практике аутсорсинг способствует решению ряда проблем путем снижения уровня издержек, ускорения адаптации к потребностям современного рынка, улучшения качества выпускаемой продукции (предоставления услуг), уменьшения рисков и т.д.